Пенсионерам поступают звонки от якобы сотрудников пенсионного фонда, отдела социальной защиты или почты, которые просят сообщить номер пенсионного удостоверения, банковской карты или другие личные данные для получения дотации, бесплатных лекарств и прочего.
Присылают СМС с текстом вроде «Мам, кинь на этот номер деньги. У меня серьезные проблемы. Утром все объясню». Похожий вариант — звонок от незнакомца, который говорит: «Ваш сын сбил человека (задержан с наркотиками). За выкуп можно все уладить». Мошенники вполне могут представиться разъяренным владельцем разбитой по вине вашего родственника машины или сотрудником другого компетентного органа — вариантов много. Но сценарий всегда один: кто-то из близких вам людей попал в беду, срочно требуется некая сумма, как правило, не менее ста тысяч рублей, чтобы решить неожиданно возникшую проблему. Если таких денег нет, преступники соглашаются и на меньшую.
Обман обнаруживается только после звонка родственнику, который жив-здоров и в недоумении развеивает страхи. Злоумышленники пытаются играть на чувствах людей. Все делается наугад, никаких предварительных сборов данных о жертве не производится.
В этом случае можно задать вопрос позвонившему про вашего родственника, используя измененное имя, например: «У Васи все в порядке?» Если у «Васи» все хорошо, то смело вешайте трубку — вас «разводят». Либо сразу же сами перезвоните «попавшему в беду» человеку или тем людям, которые могут находиться рядом с ним.
М. Авраменко, ОМВД России по АМР